понедельник, 31 марта 2014 г.

Hum - номер один в списке ресторанов Сайгона








В субботу вечером после того, как мы хорошенечко наплавались, наплескались и набоялись кататься с горок аквапарка в Сайгоне, такси остановилось возле этого райского места. Я ахнула только от вида входа- самая первая фотография...

Место волшебное. Hum- вегетарианский ресторан, и некоторые блюда подойдут веганам. Вегетарианец или нет, этот ресторан должен посетить каждый, уважающий свой желудок, человек. 

В меню совсем нет ничего животного происхождения. Только нерожденные курочки. Яйца, то есть. 

Персонал прекрасно говорит по-английски. Произношение хорошее. Очень внимательные и готовые помочь. 

Музыка и атмосфера расслабляют, появляется ощущение, что ты где-то в джунглях на Бали. 

В меню под каждым блюдом подробное описание, какими витаминами обладает данный овощ или фрукт, а если это сочетание каких-то продуктов, то что дает организму каждый ингридиент. У меня сложилось впечатление, что обо мне заботяться, что здесь я могу наугад показать пальцем на любое блюдо и не ошибусь. 

 Цены примерно 140-200 рублей за блюдо. Чай 50-60 рублей стакан. 

Лисандро заказал свой любимый зеленый карри.


Справа лежит рисовая холодная лапша. Я не любитель холодных блюд, но треть карри я у него скоммуниздила.

Я заказала грибы в кокосе и яйце с рисом. Когда заказывала, представляла себе тарелку, в которой будет плавать кокосовое молоко, а в молоке грибы с яйцом. Ага...


Грибы в кокосе оказались прямо-таки в КОКОСЕ!
А как это выглядело с открытой шапочкой, я украла вот отсюда:


Это шедевральный экземпляр вьетнамской вегетарианской кухни. Я не побоюсь этого сказать- самое вкусное блюдо, которое я когда-либо ела. Не считая индийской кухни, естественно. 

Вот еще украденные фотографии всяких вкусняшек:








В общем, что распыляться, товарищи! Приезжайте к нам на Колыму, все сами попробуете! 

воскресенье, 30 марта 2014 г.

"Повышение"


Вот и закончился первый семестр нашей работы в EIU. Он был очень длинным: 9 недель на бумаге, а фактически 12 недель, потому что Рождественские каникулы и Вьетнамский Новый год выпали на это время.

Мы оба преподавали уровень Intermediate, что по международным меркам будет примерно уровень-полтора ниже. В рамках университета уровень так называется, но на самом деле студенты ему не соответствуют. Они соответствуют IELTS Band 4. 

Итоговый тест состоял из аудирования, чтения, письма и говорения. Длился два дня: в первый день была письменная часть, во второй устная. На третий день к обеду мы всей нашей командой учителей проверили тесты около двухсот студентов. 
Мои студенты сильной группы сдали превосходно: 19 из 19. А студенты-повторяшки, которые повторяли курс уже в третий раз, сдали похуже: 9 из 15. 

Все это действо происходило на этой неделе с понедельника по среду, а в четверг мы просто разбирали завалы на столах, выбрасывали кучу ненужных использованных материалов, кушали на час больше и ждали новостей, какие группы и с кем мы будем преподавать в следующес семестре, который начинается завтра, в понедельник 31 марта. 

К концу дня наш супервайзер попросила нас обоих выйти и поговорить. У меня все упало внутри, потому что я сразу унюхала подвох: только я, Лисандро и она. Сейчас будут какие-то новости..... 

Первая мысль: нас переводят на другой уровень. Что значит: новые материалы, новая программа и куча подготовки. А я этот семестр очень тяжело пережила из-за количества подготовки к парам..

Вторая мысль: нас не могут оставить на одном уровне. Что значит: возможно, будем работать в разное время, один в 7.30, другой в 8.30 утра, что страшно неудобно. 

Оказалось все совсем неожиданно: нас обоих перевели в специальную программу. Программа разработана одним из самых опытных преподавателей, американкой Кимберли, и направлена на устранение некоторых неполадок в университете. Дело в том, что некоторые студенты проучились в университете уже больше года или даже больше двух лет, но никак не могут сдать итоговый тест и перейти на следующтй уровень. Это те самые "повторюшки", которые у меня были в этом семестре, и сдали 9 из 15 студентов. Что не совсем ужасно. 

Президент университета устал слушать жалобы родителей по поводу того, "как-так наши детки не могут так долго продвинуться", и решил что-то с этим сделать. 

Кимберли выбила из университета прожекторы, компьютеры и пять аудиторий в соседнем здании, куда мы уже и переехали в пятницу. 

Что это все значит? Это значит, что все следующие 10 недель нам предстоит учить студентов, у которых уже не осталось никакой веры в себя, никакой мотивации, и руки которых опущены ниже плинтуса. Они сидели на своем уровне и учили одно и тоже месяцами, но без толку. Как так это получается? У меня, преподавателя с опытом, есто только одна догадка: скорее всего, они ходят в университет, думая, что 10 часов английского в неделю и никаких других усилий, куда-то их приведут. Но они горько ошибаются.

За что же нам с Лисандро такое наказание?

Это мы "постарались" и показали себя с хорошей стороны в этом семестре.... На своем открытом уроке Лисандро показывал аудирование, которое прошло великолепно, и отзыв супервайзера был более, чем положительным. А я показала письмо, которое доселе было мне неизвестно, и супервайзер восхитился, что на открытый урок я решила вынести то, в чем я абсолютный ноль. Вот так мы и попали... Знала бы я об этом раньше, запорола бы свой урок, как только могла. 

Супервайзер приходил смотреть только пары студентов-повторюшек. Как оказалось, это он присматривал преподавателей для этой новой специальной программы.

Что положительного мы вынесем из этого опыта: 

1. После таких равнодушных и сложных студентов уже никакие студенты страшны не будут.

2. В свои резюме мы сможем добавить ICT (In-Class Technology), использование технического оборудования в классе. В каждой аудитории будет интернет, которым рекомендуется пользоваться, прожекторы на доску, и компьютер. Учебники будут отоброжаться на доску. Студенты будут минимально рабатать с бумажными учебниками в классе, но максимально группами и с использованием интернета. 

3. Уже специально разработана программа, в которую мы сможем добавлять необходимые поправки по ходу семестра. То есть мы, двенадцать учителей, будем работать все вместе, группой, над улучшением и совершенствованием программы. 

4. И самое главное: ТА-ДА!!!!! Студентов в программе 180, а учителей 12. Это значит, что работать мы будем по 2 часа в день или 10 часов в неделю. Здесь я танцую и топаю ногами. В прошлом семестре я работала 20 часов в неделю и 3 часа в день на подготовку катастрофически не хватало. А с понедельника у меня будет 6 часов на подготовку к 2 часам урока. Мечта идиота. Можно будет столько понапридумывать... 

Рада ли я такой перемене? Первая реакция была -разочарование и крушение надежд. Я ожидала повторять уже пройденный материал и хоть чуть-чуть расслабиться на работе. А вторая реакция: надо радоваться, Соня, на тебя и еще 11 человек возлагаются такие надежды: научить неучащихся через интересные материалы, видео, игры, интернет. 

Хотела по накатанной: полениться, понежиться, а жизнь дает все больше вызовов. 

                          Последний урок с повторюшками



                           Ученица, имя которой я так и не научилась произносить, и весь семестр она была моей "Candy", "Конфеткой".




   


воскресенье, 2 марта 2014 г.

Счастье быть учителем


Учитель- это не работа, это призвание. Если для человека быть учителем- просто работа, а не призвание - то это пустая трата своей жизни, и конечно, времени и денег учеников. Стать учителем- это как наколоть татуировку на лбу. Ее никогда не сведешь, от нее никуда не денешься. Если ты нашел свое призвание, любое, не только быть учителем, от него не спрятаться, не скрыться. Призвание тебя «призывает». По-английски «призвание» будет «calling». Без контекста это отдельное слово можно перевести как «зов», или «звонок», «зову», «звоню». Это так и есть. Если ты нашел свое предназначение в учительстве, то как бы ты не старался его не слышать, оно тебя «зовет» изнутри.

Я почувствовала, что я учитель, когда мне не было и пяти лет. Мой лучший друг Антон, которому было 7 лет, пошел в школу. А когда вернулся, то показал свои тетрадки и учебники, рассказал, как там все устроено и открыл мне тайну про «школьного учителя». Я была поражена. Образ учителя, которого я еще никогда не видела, запал мне в душу навсегда. И я точно знала и знаю до сих пор, что  хочу быть той тетей, которая учит. Я кожей чувствовала, что учить чему-то- это мое. В этом и этим я буду жить. И тогда я начала играть в «школу» с куклами. У моего класса, состоящего из 10-15 кукл, были имена и фамилии, дневники, уроки, домашние задания и оценки.


Потом в 15 лет в десятом классе у меня был момент идентифицирования себя, как учителя, снова. Я задумывалась, чего по-настоящему хочу в жизни, и делала выбор, куда поступать. Помню, мы с мамой лежали на кровати в моей комнате, и мечтали о моем будущем, и я четко знала, что хочу три вещи в жизни: семью, быть учителем и все время путешествовать. 

Все мечты сбылись. Работа учителем английского языка позволяет жить практически в любой стране мира, познавать другую культуру через учеников, через их поведение, восприятие языка. Азиатские студенты отличаются от русских любовью к играм, нежеланием высказывать своем мнение и отсутствием вопросов к учителю. Но ко всему привыкаешь, и меня уже не раздражает, что они постоянно просят поиграть. И я уже сама полюбила игры на уроках, игры для смены деятельности и практики языка, на 5-10 минут. То, что они не любят говорить о своем мнении - чисто азиатская черта, от которой никуда не денешься. Мы никогда не обсуждаем книги или фильмы, не ведем дискуссии. Это просто не работает. А во Вьетнаме так вообще можно в тюрьму угодить за определенное мнение... Вопросы по пройденному материалу задают избранные, наиболее смелые студенты, которые очень хорошо владеют языком. Остальные опускают глаза, если я спрашиваю, есть ли у них вопросы. Вместо "Есть ли у вас вопросы?" теперь я понимаю, есть ли контакт, таким образом: "Вы сейчас будете сопоставлять или вставлять пропущенные слова?", "Вы будете работать в парах или самостоятельно?", "Пассивный залог используется в этом или в этом случае?", "Исправьте мою ошибку:....", "Что значит это слово", "Значит ли это, что....". После таких вопросов обычно мне понятно, что им спросить больше нечего. 

Перед всеми показать, что ты что-то недопонял, очень стыдно по азиатским стандартам, поэтому учительства в виде сотрудничества не получается. Быть другом, у которого можно спросить, все, что угодно, здесь не выходит. Но я все равно всегда стараюсь им показать, что я не кусаюсь, и что на меня можно положиться. Вот вчера был апогей. Пришло письмо от студентки из сильной группы: "Мой дорогой, милый учитель Софья, пожалуйста, дайте мне больше домашнего задания на понедельник, я очень хочу улучшить свое письмо, особенно, написание эссе." И плачущая рожица в конце. Это меня, мягко сказать, потрясло. Очень смело. Конечно, дам больше домашнего задания. Какие проблемы?!

Ну, а теперь, о самой работе. 
Вот уже четвертый месяц мы с Лисандро работаем в Eastern International University. Рабочая неделя - 5 дней, с понедельника по пятницу, с 8.30 до 16.30. Так как живем мы пока в получасе езды от университета, то каждый день из отеля нас подбирает мини автобус в 7.45. А за Давидом в это время приходит няня, вьетнамка. В 8.10 мы прибываем в офис, который служит учительской. Столы стоят буквой "П", и в нашем офисе работает около 35 учителей, в соседнем офисе чуть меньше. Большая половина учителей работает в утреннюю смену с 7.30 до 15.30. Мы вообще не видим этих учителей, потому что когда они преподают, мы готовимся к парам, а когда они возвращаются, мы уходим преподавать. Бывает, встречаемся на обеде. 

Наш рабочий день выглядит так: подготовка к парам и проверка письменных работ с 8.30 до 11.00. С 11.00 до 12.00 обед. С 12.30 до 16.30 преподавание в одной и той же группе подряд 4 часа, перерыв 20 минут. То есть каждый день нужно подготовиться к четырем часам преподавания. Я пока не успеваю подготовить все прям великолепно. Тексты, которые мы читаем в классе, я читаю на ходу со студентами. Аудирование заранее не делаю, слушаю вместе с ними. Уровень невысокий, Intermediate, вероятность встретить незнакомое мне слово очень низка. 

Поначалу я была просто мертвой после четырех часов. Дело в том, что преподаем мы не разговорный английский, а подготавливаем студентов к сдаче экзамена IELTS. 

IELTS (англ. International English Language Testing System) — 
международная система тестирования по английскому языку.
Позволяет определить уровень и навыки владения английским 
у людей, для которых английский язык не является родным.
Для учебы и иммиграции IELTS наиболее востребованный 
тест английского языка в мире.
За 2012 год 2 миллиона человек сдали IELTS и популярность 
IELTS с каждым годом растет.
IELTS принадлежит трем организациям:
  • Cambridge ESOL Examinations
  • Британский совет
  • IDP: IELTS Australia.

Существует две версии теста:
  • Academic IELTS (академическая версия)
  • General Training IELTS (общая версия).

Сертификат Academic IELTS используется для поступления в 
школы, колледжи и ВУЗы Великобритании, Канады, 
Австралии, Ирландии, Новой Зеландии, ЮАР, США и других 
стран, в учебных заведениях которых преподавание ведется 
на английском языке.

Наличие сертификата General Training IELTS (иногда 
Academic IELTS) обязательно для всех, кто желает 
иммигрировать в Канаду, Австралию и Новую Зеландию по 
системе профессиональной миграции.

Сертификат необходим при получении рабочей визы в 
Великобританию, и в других целях, связанных с обучением, 
проживанием или работой в англоязычном обществе.

По данным 2012 года, 8000 организаций в 135 странах мира 
признают результаты IELTS. Количество организаций с 
каждым годом растет.

900 тест-центров в 130 странах мира организуют и проводят 
IELTS. Академический IELTS проводится 48 раз в году. 
Общий — 24 раза в году. Стоимость экзамена и конкретные 
даты теста варьируются в зависимости от месторасположения 
и ценовой политики каждого центра. 

Результат IELTS оценивается по шкале от 0 до 9,0 баллов.

Кандидат узнает свой результат онлайн и/или получает в тест-
центре на 13-й день после сдачи. Сертификат включает в себя 
оценку по четырем модулям теста:
  • Listening (навыки восприятия на слух)
  • Reading (навыки чтения)
  • Writing (навыки письменного английского)
  • Speaking (навыки разговорного английского)
и общий балл (Overall Score Band).

По рекомендации, указанной в верхней части каждого 
сертификата IELTS, результат теста действителен в течение 
двух лет с момента получения

Уровень наших студентов не совсем можно назвать Intermediate. Студенты все разные в умении читать, говорить, слушать и писать. Но все они соответствуют IELTS band 4. Наша задача- приблизить их к уровню 5, а преподаватели уровня 5 ведут их, О БОЖЕ, к уровню 6!!)) Студенты не получат свой диплом, пока не сдадут тест не менее, чем на 6.  
Вот пример из youtube, как должен говорить студент на момент окончания университета. 

В университете всего 4 факультета: бизнес, инженерный, медицинский (медсестры), и наш, английский. Мы занимаемся  только тем, что подготавливаем студентов всех факультетов к сдаче IELTS. 

Бизнес студенты сначала должны дойти до уровня 6, а только после этого они переходят на свой бизнес факультет и начинают изучать мир бизнеса на английском языке. Эти студенты обычно самые интересные и сильные. Я в данный момент учу именно их, чему несказанно рада. Они могут говорить, некоторые даже очень понятно и бегло. Проблема всех вьетнамских студентов- произношение. Об этом я напишу отдельно.  

Студенты с инженерного и медсестринского факультетов учатся в смешанных группах, мальчики и девочки. Помимо нашего английского, они еще ходят на другие пары: инженерного и медсестринского дела. Эти студенты учатся в два раза медленее бизнес студентов. Я сейчас на 7 неделе в плане преподавания, а Лисандро, например, на 3.5. У него все поспокойнее. 

Самое сложное для меня сейчас- это преподавать письмо. Во-первых, я никогда этого раньше не делала. Во-вторых, то, какое письмо нужно освоить студентам, я не уверена, что смогу освоить!!! В IELTS два вида письма: первый - описать график: 




Вот график с примером описания:


Сначала нужно было научиться читать графики самой, потом научить этому студентов, затем выучить язык описания, структуру и связующие слова. Студенты на данный момент должны уметь строить простые предложения, а к концу семестра должны только пробовать писать сложные предложения. Так что, все тип топ. 

В четверг 6 марта мой урок будет смотреть руководитель нашего уровня. Хочу рискнуть, и показать именно эту часть урока- описание графиков. Мне безумно нравиться преподавать что-то совершенно новое и очень сложное. 

Вторая часть письма- написать эссе. Мы пока учим студентов писать только два абзаца. Учим формулировать главную мысль и продолжать ее в аргументативной форме: приводить примеры и развивать их. Эссе мне гораздо легче дается, потому что в педе я их не меньше сотни сама написала. Но преподавать и писать- конечно, две противоположные вещи...

Как всегда было и будет - учитель не только учит, но и учится сам. И как только я достигаю потолка в чем-то и учиться больше нечему, начинаю сходить с ума. Так было с детским садом в Бангкоке. 

Сейчас работа приносит мне такое удовлетворение, что я думаю о том, как построить следующий урок в тот момент, когда заканчиваю настоящий. На выходных я хорошенько отдыхаю и набираюсь сил, а в воскресенье вечером уже жду понедельника с нетерпением. В течение недели мне снятся любимые студенты и уроки с ними. В пятницу утром я придумывала свои вопросы и задания к дополнительному чтению, а на уроке кайфовала от того, что они хорошо сработали. В понедельник нужно будет разработать вторую часть текста, и я не могу дождаться этого ощущения творчества. 

Работа сложная. Забирает много сил. Но если к ней относиться творчески, и любить того, кому ты несешь знания и опыт, работа превращается в любимое хобби. 

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший 

учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как 

отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел 

все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если 

учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — 

совершенный учитель.

Лев Николаевич Толстой

Пусть каждому из нас в жизни когда-то встретиться такой 

учитель.