Уже несколько месяцев я постоянно читаю и внедряю в наш быт методы вальдорфовской педагогики. В контакте я искала как-то, чем занять двухлетнего ребенка дома и обнаружила вот эти страницы: Вальдорфовская педагогика. Творчество с детьми, Экологическое детство. Здоровое воспитание, Благодатное материнство.
Идея жить по временам года, встречать и провожать зиму, весну и так далее мне очень близка и приятна, но мы по временам года жить пока не можем, по известным причинам- лето во Вьетнаме круглый год. Но зато мы легко можем лепить, рисовать и рукодельничать. Ритма дней недели( различные виды деятельности в определенные дни недели) я тоже пока не придерживаюсь, до такой системности пока не дошла, но с идеями Вальдорфа мы часто экспериментируем. Чтобы было понятно, о чем я говорю, приглашаю в волшебный мир творчества с детьми:
Вальдорф – одна из самых модных в Европе систем в современной педагогике, хотя первая вальдорфская школа открылась еще в 1919 году в Штутгарте, в Германии (она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе). Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.
Штайнер с самого начала придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и России. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран.
Что же такое система Вальдорф?
В основе педагогической системы лежит целая философия – антропософия, т.е. возвращение к всему естественному, натуральному, отказ от многих благ цивилизации. Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет. От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.
Сами же детские сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам:
• создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка;
• воспитание через подражание и пример;
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
• организация здорового ритма жизни группы;
• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка)
Вальдорфский детский садик разительно отличается от обычного садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть "ритма жизни"). В большинстве детских садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера, и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня ("тихое" время сменяет более "активное") – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами "вальфдорцы" описывают эту систему с помощью понятий "вдох" и" выдох": "Фаза «выдоха» - свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку". Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Нет в Вальдорфовской системе и тех элементов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребенка (в общепринятом понимании): висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике "сложа руки" и смотреть на детей – это отвлекает детей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.
На сайте Вальдорфского воспитания можно выяснить, какие цели преследуют все эти оригинальные обычаи детского садика:
"Детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое." Другими словами, дошкольный возраст считается удачным временем для развития моторики, обучения разным действиям через подражание, социализации ребенка в обществе других детей (кстати, группы в вальдорфских садиках обычно разновозрастные).
Зато чтение и арифметика, по мнению последователей этой системы, никак не подходят дошкольникам. С чтением, кстати, вообще дело обстоит интересно. В вальдорфовской школе дети учатся читать через письмо. Сначала ребенок умеет писать буквы и слова, и лишь затем читать их! При этом считается нормальным, что дети не умеют читать до 3 класса, зато знают несколько десятков стихотворений на разных языках, умеют прясть и вязать, выращивать овощи, готовить еду, и играют на музыкальных инструментах. Счету и другим "премудростям" в системе Вальдорф обучают через сказки и игры.
При этом никак нельзя сказать что дети в системе Вальдорф ничему не учатся. Просто они учатся иначе: через подражание, игру, движение. При этом дети развиты не менее своих сверстников...
Мы попробовали недавно вальдорфовское рисование. Сейчас рисуем каждый день. Используем только три цвета: желтый, красный и синий.
РИСОВАНИЕ В ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В вальдорфском детском саду существует два вида рисования — свободное рисование восковыми мелками и рисование жидкими красками.
Восковые мелки такой фирмы, как «Stockmar», изготовлены из чистого воска с добавлением растительных красителей. Они пахнут медом. Маленькие дети, только начинающие рисовать, с удовольствием берут их в руки, нюхают, даже пробуют на зуб. Это и безопасно, и приятно. Работая мелками, ребенок самостоятельно открывает целый веер художественных возможностей этого материала: можно проводить толстые линии, можно полоски, можно рисовать пятном, быстро тонируя большие пространства. Палитра мелков ограничена только основными цветами: в набор включаются красный, желтый и синий мелки. Остальные цвета дети должны научиться получать сами, свободно экспериментируя. На выборе цвета (за исключением ситуаций коррекционной работы) педагог никогда не настаивает. Это личное дело ребенка. Рисование мелками — свободное. Они всегда под рукой, всегда доступны. Никто не указывает ребенку, что, когда и как он должен изображать. Конечно, взрослым свойственен снобизм: рядом с ребенком так легко ощущать себя умным и умелым. Но то, что мы обычно называем обучением рисованию, часто работает не на личностное развитие, а на планомерное формирование стереотипности восприятия и изображения формы. А форму дети тоже должны найти сами. Большее, что могут позволить себе садовницы, это рисовать рядом с детьми свою собственную работу. Делают они это обычно хорошо, так как умению рисовать отводится много времени во время их обучения. Однако есть и такие, которые считают, что их творчество никак не отражается на спонтанном рисунке ребенка, тесно связанном с его внутренним миром. Детское рисование, считают вальдорфские педагоги, — не средство для планомерного обучения ребенка каким-то знаниям или навыкам, а возможность для проявления, «материализации» душевного мира, способ взаимодействия с миром.
Организованные занятия живописью связаны с работой жидкими красками. По виду эти краски похожи на окрашенную воду. Они напоминают нашу привычную акварель, но заранее разведены в баночке с водой. Вода — главная субстанция жидкой краски. Это качество и роднит такую краску с ребенком. Кроме того, при помощи жидких красок можно создавать чистые цвета. Дети рисуют на заранее подготовленной акварельной бумаге. Бумага сильно смачивается и кладется на час под мокрую тряпочку, чтобы как следует пропитаться водой. При работе такая бумага не коробится. Жидкая краска на ней расплывается красивыми причудливыми пятнами. Такое рисование — игра с цветом. Детей просят не смешивать краски: краскам это не нравится, поэтому при смешении образуется грязный цвет. Цветовые пятна располагаются рядом друг с другом. На границах пятен смешение происходит само собой. Образуются различные цветовые оттенки. Ребенку хорошо видно, как краски могут соседствовать друг с другом, как они проникают друг в друга. Главное в таких рисунках — настроение. По мотивам детских работ педагог потом может сочинить сказку, рассказать о том, какие образы навеяли на него цветовые переходы того или иного ребенка. Садовница вальдорфского сада выбирает специальное время для рисования жидкими красками. По некоторым наблюдениям вальдорфских садовниц, для каждого вида рисования существует оптимальное время дня. Мелками дети лучше всего рисуют после сна. Они еще не полностью вышли из состояния грез, и их сон находит свое продолжение в рисунке. Детская рука ведется не сознанием, а внутренним ощущением бытия. А вот жидкими красками хорошо рисовать непосредственно перед сном. Это и своеобразный тест на то, как у ребенка прошел день, и психотерапевтическое средство, позволяющее излить свои переживания на бумагу. Если три основных цвета уравновешивают друг друга, все в порядке. А если, к примеру, доминирует синий цвет с красными пятнами, надо бить тревогу: скорее всего ребенок подавлен, отягощен проблемами. И тот, и другой способ рисовать помогают ребенку свободно грезить. А в этом, считают вальдорфцы, залог его нормального развития.
Я никогда не завтавляю Давида рисовать или что-либо вообще делать. Захотел мелками рисовать- пожалуйста, красками- вот тебе краски. Когда ему надоедает рисовать, я не сразу убираю краски со стола. Даю ему время поиграть, чем он хочет, а потом он обычно сам возвращается к рисованию. Сегодня я дала ему всего два цвета: синий и желтый. В конце он перелил желтую воду в синию и получил зеленую. Я при этом говорила ему названия цветов, которые были и который он получил. Зеленым рисовать ему уже не захотелось, и он долго переливал эту зеленую водичку из одной баночки в другую, наблюдая, как льется цветная вода.
Когда он пачкается во время рисования, бежит в ванную и долго и усердно моет ручки мылом. Намазывает мылом лицо, и мое и свое, экспериментирует с образовывающимися пузырями. Грязный от красок стол он моет сам. Тщательно и долго. Так как он еще не говорит предложениями, то рассказать, что он рисует и придумать сюжет своему творению, он еще не может. Но я жду с нетерпением, когда мой мультилингвал заговорит по-русски и расскажет о своих рисовальных фантазиях.
Идея жить по временам года, встречать и провожать зиму, весну и так далее мне очень близка и приятна, но мы по временам года жить пока не можем, по известным причинам- лето во Вьетнаме круглый год. Но зато мы легко можем лепить, рисовать и рукодельничать. Ритма дней недели( различные виды деятельности в определенные дни недели) я тоже пока не придерживаюсь, до такой системности пока не дошла, но с идеями Вальдорфа мы часто экспериментируем. Чтобы было понятно, о чем я говорю, приглашаю в волшебный мир творчества с детьми:
Вальдорф – одна из самых модных в Европе систем в современной педагогике, хотя первая вальдорфская школа открылась еще в 1919 году в Штутгарте, в Германии (она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе). Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.
Штайнер с самого начала придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и России. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран.
Что же такое система Вальдорф?
В основе педагогической системы лежит целая философия – антропософия, т.е. возвращение к всему естественному, натуральному, отказ от многих благ цивилизации. Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет. От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.
Сами же детские сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам:
• создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка;
• воспитание через подражание и пример;
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
• организация здорового ритма жизни группы;
• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка)
Вальдорфский детский садик разительно отличается от обычного садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть "ритма жизни"). В большинстве детских садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера, и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня ("тихое" время сменяет более "активное") – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами "вальфдорцы" описывают эту систему с помощью понятий "вдох" и" выдох": "Фаза «выдоха» - свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку". Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Нет в Вальдорфовской системе и тех элементов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребенка (в общепринятом понимании): висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике "сложа руки" и смотреть на детей – это отвлекает детей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.
На сайте Вальдорфского воспитания можно выяснить, какие цели преследуют все эти оригинальные обычаи детского садика:
"Детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое." Другими словами, дошкольный возраст считается удачным временем для развития моторики, обучения разным действиям через подражание, социализации ребенка в обществе других детей (кстати, группы в вальдорфских садиках обычно разновозрастные).
Зато чтение и арифметика, по мнению последователей этой системы, никак не подходят дошкольникам. С чтением, кстати, вообще дело обстоит интересно. В вальдорфовской школе дети учатся читать через письмо. Сначала ребенок умеет писать буквы и слова, и лишь затем читать их! При этом считается нормальным, что дети не умеют читать до 3 класса, зато знают несколько десятков стихотворений на разных языках, умеют прясть и вязать, выращивать овощи, готовить еду, и играют на музыкальных инструментах. Счету и другим "премудростям" в системе Вальдорф обучают через сказки и игры.
При этом никак нельзя сказать что дети в системе Вальдорф ничему не учатся. Просто они учатся иначе: через подражание, игру, движение. При этом дети развиты не менее своих сверстников...
Мы попробовали недавно вальдорфовское рисование. Сейчас рисуем каждый день. Используем только три цвета: желтый, красный и синий.
РИСОВАНИЕ В ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В вальдорфском детском саду существует два вида рисования — свободное рисование восковыми мелками и рисование жидкими красками.
Восковые мелки такой фирмы, как «Stockmar», изготовлены из чистого воска с добавлением растительных красителей. Они пахнут медом. Маленькие дети, только начинающие рисовать, с удовольствием берут их в руки, нюхают, даже пробуют на зуб. Это и безопасно, и приятно. Работая мелками, ребенок самостоятельно открывает целый веер художественных возможностей этого материала: можно проводить толстые линии, можно полоски, можно рисовать пятном, быстро тонируя большие пространства. Палитра мелков ограничена только основными цветами: в набор включаются красный, желтый и синий мелки. Остальные цвета дети должны научиться получать сами, свободно экспериментируя. На выборе цвета (за исключением ситуаций коррекционной работы) педагог никогда не настаивает. Это личное дело ребенка. Рисование мелками — свободное. Они всегда под рукой, всегда доступны. Никто не указывает ребенку, что, когда и как он должен изображать. Конечно, взрослым свойственен снобизм: рядом с ребенком так легко ощущать себя умным и умелым. Но то, что мы обычно называем обучением рисованию, часто работает не на личностное развитие, а на планомерное формирование стереотипности восприятия и изображения формы. А форму дети тоже должны найти сами. Большее, что могут позволить себе садовницы, это рисовать рядом с детьми свою собственную работу. Делают они это обычно хорошо, так как умению рисовать отводится много времени во время их обучения. Однако есть и такие, которые считают, что их творчество никак не отражается на спонтанном рисунке ребенка, тесно связанном с его внутренним миром. Детское рисование, считают вальдорфские педагоги, — не средство для планомерного обучения ребенка каким-то знаниям или навыкам, а возможность для проявления, «материализации» душевного мира, способ взаимодействия с миром.
Организованные занятия живописью связаны с работой жидкими красками. По виду эти краски похожи на окрашенную воду. Они напоминают нашу привычную акварель, но заранее разведены в баночке с водой. Вода — главная субстанция жидкой краски. Это качество и роднит такую краску с ребенком. Кроме того, при помощи жидких красок можно создавать чистые цвета. Дети рисуют на заранее подготовленной акварельной бумаге. Бумага сильно смачивается и кладется на час под мокрую тряпочку, чтобы как следует пропитаться водой. При работе такая бумага не коробится. Жидкая краска на ней расплывается красивыми причудливыми пятнами. Такое рисование — игра с цветом. Детей просят не смешивать краски: краскам это не нравится, поэтому при смешении образуется грязный цвет. Цветовые пятна располагаются рядом друг с другом. На границах пятен смешение происходит само собой. Образуются различные цветовые оттенки. Ребенку хорошо видно, как краски могут соседствовать друг с другом, как они проникают друг в друга. Главное в таких рисунках — настроение. По мотивам детских работ педагог потом может сочинить сказку, рассказать о том, какие образы навеяли на него цветовые переходы того или иного ребенка. Садовница вальдорфского сада выбирает специальное время для рисования жидкими красками. По некоторым наблюдениям вальдорфских садовниц, для каждого вида рисования существует оптимальное время дня. Мелками дети лучше всего рисуют после сна. Они еще не полностью вышли из состояния грез, и их сон находит свое продолжение в рисунке. Детская рука ведется не сознанием, а внутренним ощущением бытия. А вот жидкими красками хорошо рисовать непосредственно перед сном. Это и своеобразный тест на то, как у ребенка прошел день, и психотерапевтическое средство, позволяющее излить свои переживания на бумагу. Если три основных цвета уравновешивают друг друга, все в порядке. А если, к примеру, доминирует синий цвет с красными пятнами, надо бить тревогу: скорее всего ребенок подавлен, отягощен проблемами. И тот, и другой способ рисовать помогают ребенку свободно грезить. А в этом, считают вальдорфцы, залог его нормального развития.
Я никогда не завтавляю Давида рисовать или что-либо вообще делать. Захотел мелками рисовать- пожалуйста, красками- вот тебе краски. Когда ему надоедает рисовать, я не сразу убираю краски со стола. Даю ему время поиграть, чем он хочет, а потом он обычно сам возвращается к рисованию. Сегодня я дала ему всего два цвета: синий и желтый. В конце он перелил желтую воду в синию и получил зеленую. Я при этом говорила ему названия цветов, которые были и который он получил. Зеленым рисовать ему уже не захотелось, и он долго переливал эту зеленую водичку из одной баночки в другую, наблюдая, как льется цветная вода.
Когда он пачкается во время рисования, бежит в ванную и долго и усердно моет ручки мылом. Намазывает мылом лицо, и мое и свое, экспериментирует с образовывающимися пузырями. Грязный от красок стол он моет сам. Тщательно и долго. Так как он еще не говорит предложениями, то рассказать, что он рисует и придумать сюжет своему творению, он еще не может. Но я жду с нетерпением, когда мой мультилингвал заговорит по-русски и расскажет о своих рисовальных фантазиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий