пятница, 7 октября 2016 г.

11 steps on the way to travelling with kids. 11 шагов на пути к путешествиям с детьми.

В ноябре исполнился уже год нашему путешествию, и, конечно, много людей, встретившихся нам на пути, задавали вопрос, как я на это решилась. Эта статья про то, как мечта стала реальностью, как мысль стала делом. Здесь вы не найдете каких-то практических советов о заработке в пути, как покупать билеты и прочее. В этой статье я делюсь своим личным опытом о том, как подготовиться к самостоятельному путешествию эмоционально и духовно, потому что, как показывает практика, самый сложный шаг- первый.


1. Поверить

Да, это редкость- повстречать путешествующую семью. А встреча с одинокой мамой/папой с ребенком/детьми обычно шокирует.

Что только не услышишь. «Тебе делать нечего?», «Ты с ума сошла?», «И на какие деньги?», «А школа, а детский сад, а общение со сверстниками?», «Ну, ты отчаянная...»


Но в основном люди понимают и одобряют идею путешествия с детьми. Понимают, но не верят или не знают, как.


Ездить по миру с детьми еще не превратилось в мэйнстрим, но радует то, что многие родители уже пришли к тому, что растить свое чадо в путешествии- один из способов разделить с ним его уникальное, здоровое детство.

Я долго не верила, что это возможно. Когда родился Давид, мне казалось, что жизнь закончилась, потому что мечты о путешествиях разбились о бытовую реальность: как только можно было подумать о путешествиях, если теперь нужно было отвечать не только за себя, но и за маленькое хрупкое создание? 


Но я просто собрала рюкзак и поехала. Мы начали очень рано и малюсенькими шажками.

Do small, think big.

Сначала это был двухчасовой автобус Бангкок-Канчанабури (город на реке), когда Давиду было 2 месяца, потом в шесть месяцев четырехчасовой автобус в Хуа Хин, тайский курорт. Так постепенно сложность и длительность путешествий росли вместе с Давидом, а моя уверенность выросла до размеров «Возможно все!»


Поверьте. Возможно все.


Тикси монастырь, Ладакх, Индия


2. Решить.

Я хотела путешествовать всегда. Да, почему, хотела? Я всегда путешествовала. Когда мне было шесть лет, мы переехали тогда еще из СССР, из Мариуполя, Донецкой области на Дальний Восток России. Папа был военным летчиком, что давало нам возможность бесплатно летать раз в год. И мы летали. С маленьким братом Мишкой мы летали каждый год зимой или летом через Москву в Украину, повидать родственников в Мариуполе или Виннице. Путешествия продолжились и когда я закончила школу и уехала от родителей. До конца учебы в университете на меня все еще распространялись проездные, и каждое лето я также летала, только теперь уже я расширила территорию- не только в Мариуполь и Винницу, но и в другие города Украины, России, Беларуси. Обычно это было летом, а остальные девять месяцев в году меня все время куда-то тянуло и рвало. Так было всегда. Для кого-то путешествия-временный отрезок, а для кого-то - образ жизни.



Жизнь в Таиланде и Вьетнаме была для нас тоже своего рода путешествием. Интересным. Жизненным. Живым. Но работа, няни, детский сад и усталость продолжались. Хотелось глобальных перемен, изменить жизнь кардинально и превратить ее в постоянное путешествие. И вот однажды я решила, что время пришло. Мне было очень страшно, но я чувствовала, что смогу, и что это мое решение.



Здесь важно точно знать, что это именно то, что тебе нужно. Сейчас это прям тенденция такая- собирать рюкзак и шагать по планете. Это, конечно, очень полезно для планеты и людей, но человеку, мне кажется, надо тонко чувствовать, что это необходимость, жажда, а не нечто, навеянное крутыми блогами и фильмами типа «В диких условиях» или «Ешь, молись, люби», что это не иллюзия, что в путешествии хорошо, а дома ужас, а истинное желание, потребность, зов души, новый уровень познания: через дорогу, природу, одиночество и коллег-путешественников. Через истинное желание рождается толчок к действиям, а затем принимается решение.

В долине Нубра, Ладакх


3. Определиться с целями

У всех свои причины и цели. Нужно прочувствовать свои мотивы, понять, зачем это нужно именно тебе, потому что тебе с этим жить. Жить в путешествии нелегко, это знает даже тот, кто никогда не покидал родного города.



У меня было две главные цели. Я хотела выйти из круга работа-детский сад-дом, больше времени проводить с Давидом, слышать его потребности, самой вести его за руку в этот большой прекрасный мир, а не отдавать на растерзание в школу, видеть ребенка веселым и расслабленным, а не с синими кругами под глазами от нагрузки в детском саду. Видеть его играющим в то, что он хочет и тогда, когда он этого пожелает, играть с ним, хотеть этого, быть неработающей или мало работающей мамой.



Я стараюсь растить Давида так, чтобы он четко знал, чего хочет, что чувствует, и умел выразить это словами. Часто школа затуманивает все истинные желания и способности ребенка, навязывая системное стадное мышление, из которого многие из нас потом пытаются выйти всю жизнь, вспомнить, кто они, вспомнить все. В школе не принято думать или задавать вопросы. Я говорю об обычных средних общеобразовательных школах, не о Вальдорфовских или школах без классов и стен. Я много перечитала и пересмотрела, и выбрала то, что мы сейчас пробуем- анскулинг (unschooling). Это философия и практика образования, основанная на важности соблюдения в первую очередь интересов ребенка, без отрыва от семьи. Это когда ребенок обучается на опыте своей повседневной жизни, часто очень разнообразной, задавая вопросы, получая или отыскивая самостоятельно ответы на них. (Википедия) Подробнее о том, как это работает в нашей семье я напишу в отдельной статье. В России анскулинг запрещен, но разрешено домашнее обучение, homeschooling. У нас еще есть 2 года до школьного возраста, чтобы определиться.



Еще одной целью путешествия для меня было получить время и доступ к духовным практикам: медитации, йоге, тантре и другим, а также к чтению книг. Для этого я планировала совсем не работать или работать мало.

Долина Нубра




4. Работа над страхами


Сначала может возникнуть страх быть непонятым и отвергнутым своими близкими и окружением. Вы ведь собираетесь сделать что-то выходящее за рамки обычного понимания. Вы собираетесь жить по-другому.

Можно попробовать отрицать или не реагировать на осуждение и неприятие ваших идей, но со временем можно превратить работу со страхами в духовную практику.

Страх- часть эго-ума. Страх- это не мы. Страх был всегда и испытывать его так по-человечески. Но есть два пути: позволять страху собой овладевать, быть движимым им, а не своим сердцем, а можно позволять страху быть, наблюдать за ним и провожать его в добрый путь до тех пор, пока он не посетит тебя снова. Второй путь ведет к осознанности.


У меня не было страхов быть непонятой или осужденной, потому что я окружена близкими людьми, которые принимают наш с Давидосом образ жизни. Те, кто что-то не разделял или не понимал, никак не повлияли на мой выбор, не вывели из равновесия и не вынудили задуматься, а правильно ли я поступаю, бросаясь в неизвестность путешествий, ведь у меня есть ребенок... Этого не произошло, потому что я жила своей внутренней правдой. Мое сердце открыто говорило со мной, поэтому никакие другие дискуссии с людьми на тему «А надо ли?» не меняли внутреннего покоя и уверенности.

У страха много лиц. Больше всего мне пришлось поупражняться со страхом неизвестности.

За пару месяцев до вылета случались ночи, когда я не могла спать. Мой ум сходил с ума. Как бы странно это ни звучало. Он приводил мне тысячу примеров несчастных случаев, убийств, изнасилований, похищений ребенка. Я просыпалась в поту и искала в кровати Давида. Что только не случалось с ним в моих снах.

В те дни мне помогло наблюдение за дыханием или «анапана». Это техника или медитация, которую можно делать в любом положении тела и в любом месте. Наблюдая за своим дыханием, вы видите как мысли приходят и уходят. Страх неизвестности приносит определенные мысли, тело реагирует на них, зажимаясь и испытывая дискомфорт. Как только вы начинаете наблюдать за дыханием, ощущениями в теле и мыслями, ничему не давая оценки, не осуждая и не интерпретируя, вы начинаете понимать, что страх уходит также, как и мысли. Страх не постоянен. Страх- это не вы. Нужно перестать отождествлять себя с этой эмоцией и со своими мыслями. Когда вы становитесь постоянным свидетелем, тогда присходит настоящая трансформация, освобождение от общественных и личных установок, мнений, убеждений. Тогда ничего не будет управлять вами, кроме вашей истинной сущности, вашей интуиции и вашего сердца.

В долине Нубра


5. Сдаться жизни

Под сдачей жизни я подразумеваю ее принятие.

Если вы хотите путешествовать, потому что думаете, что это сделает вас более счастливым, то помните: куда бы вы не поехали, вы возьмете с собой себя. Со всеми своими проблемами, обидами, ненавистью, воспоминаниями и «какашками».

Самое главное путешествие жизни, с детьми вы или без, это путешествие в себя. Пока вы не простите и не отпустите всех тех, кто «предал», вы никуда не уедите.

Счастье не валяется на перекрестке дорог в Азии. Счастье вы растите и возите с собой.

Пока вы не примите всех тех людей и ситуации, которые причинили вам боль и страдания, призрачные голоса этих людей будут разговаривать в вашей голове. Ваш ум будет придумывать все более изощренные способы, чтобы пострадать, пожалеть себя, отвлечь вас от своей внутренней свободы и красоты.

Как только вы примите, простите их и себя, и проживете уроки, которые пришли к вам через болезненные ситуации, вы почувствуете свой собственный внутренний свет, свое горение, свою любовь. Тогда ничего не будет отвлекать вас от наслаждения жизнью. Тогда вы просто будете.

Древний мистик Руми сказал: «The wound is the place where the light enters you”

«Рана- это то место, через которое в вас входит свет»

и «Don't you know yet? It is your light that lights the world”

«Вы еще не знаете? Вы- свет, который освещает мир.»

Боль- естественный жизненный процесс. Если бы не было боли, то мы бы никогда не узнали «рая», так и остались бы жить в «аду».

Когда я планировала наше путешествие, то, конечно, я понимала, что почти все люди будут спрашивать, путешествуем ли мы только вдвоем. Каждый раз отвечая «да» на этот вопрос я немножко возвращалась в прошлое, где все сложилось не так, как я тогда хотела. И самым важным для меня в этом пути было понять, что мысли о прошлом больше не заводят меня в лабиринт страданий и боли. Мысли о прошлом стали просто мыслями, которые непостоянны. Иллюзия того, что меня предали и заставили страдать, растворилась в моей любви к себе и принятии жизни. Сейчас мне больше не больно от того, что у Давида есть только мама.

Помню однажды во Вьетнаме мы заселялись в отель в Далате. Был поздний вечер, мы были уставшие с дороги. Поднимались на последний этаж. Тащили сумки. Работник отеля деликатно поинтересовался, путешествуем ли мы одни или папа скоро подойдет. Услышав ответ, он так страдальчески поморщился и сказал: «Ох, вы бедненькая...» Меня это рассмешило. Я остановилась. И он тоже. Я перестала смеяться, серьезно на него посмотрела и сказала: «Я не бедненькая. Я путешествую со своим сыном. Почему вы думаете, что я обязана быть замужем?»

Еще одна цитата Руми: "Try not to resist the changes that come your way. Instead let life live through you. And do not worry that your life is turning upside down. How do you know that the side you are used to is better than the one to come?"

"Постарайтесь не сопротивляться переменам, которые случаются на вашем пути. Вместо этого позвольте жизни творить жизнь через вас. И не волнуйтесь, что ваша жизнь идет вверх ногами. Откуда вы знаете, что то, как вы привыкли жить лучше, чем то новое, что к вам идет?"
Нубра



6. Финансирование путешествия

Чтобы начать путешествовать, огромный капитал не обязателен. Но чтобы путешествовать с ребенком, нужна подушка безопасности. Мне лично нужно было чувство защищенности, что если что-то серьезное случится, я смогу с нашими проблемами справиться сама. Поэтому, два года работы во Вьетнаме я копила деньги, и сейчас мы на них живем.

Также можно запросто найти работу в пути. Вот статья ребят, которые сейчас в Южной Америке, и которые сделали интересную подборку способов заработка в путешествии.


7. Меньше потреблять

Казалось бы, это одно и тоже, что и в предыдущем пункте. Но нет.

Например, с моей зарплатой во Вьетнаме и низкими ценами в стране, мы могли бы и денег накопить, и тратить, ни в чем себе не отказывая. Но научиться тратить только на необходимые для жизни вещи очень полезно для повышения собственной осознанности, для окружающей среды и для будущего путешествия налегке. Нам на самом деле так мало надо: где поспать, что поесть, что надеть и элементарные средства личной гигиены.



Наши привычки в потреблении сильно изменились не в путешествии, а задолго до него

  • за год до начала пути я не купила ни одной новой вещи ни себе, на Давиду (потому что не надо было, до этого нашоппились сполна)
  • перестала брать или покупать новые пакеты в магазинах и на рынках, и приносила с собой старые (реакция вьетнамцев была дикой, но мне, конечно, было плевать)
  • не покупала воду в пластиковых бутылках, а большие двадцати литровые бутылки, которые по окончанию нужно было обменять на новую, а в конце использования отдать компании
  • почти не покупала конфеты, пирожные, печенье и т.д в пластиковых упаковках, а пекла хлеб и сладкое дома в духовке
  • бросила привычку покупать по десять кремов, шампуней, зубных паст (ну, так, знаете, для разнообразия. Девочки поймут.) и начала радоваться одному-единственному аромату шампуня.


Все перечисленные «невыносимые лишения» очень помогли нам оторваться от неосознанных потребительских привычек и подготовили к осознанной жизни в путешествии.

В деревне Туртук, долина Нубра


8. Планирование: продумать маршрут, решить визовые вопросы, узнать про жилье, транспорт, валюту

Эта часть в подготовке к путешествию, пожалуй, была самой любимой, так как она предполагала уже конкретные действия. Кто не любит планировать, изучать карты и исследовать будущие возможности? Все есть в интернете: я пользовалась википедией, гугл картами, группами на фэйсбуке и в контакте. Здесь так и напрашивается шутка.

-Загугли.

-А это кто такие?
В деревне Туртук


9. Читать тексты и смотреть видео о путешествиях.

Это очень важный пункт, потому что именно он может помочь тебе оставаться сфокусированным на цели, не отвлекаться на неверящих в тебя людей, найти единомышленников и вдохновителей. Я каждый день что-то читала и смотрела, и это помогло мне пронести хрупкую мечту в белых шелковых перчатках до трапа самолета. Я очень много сомневалась и боялась, но концентрация на внутреннем огне и подпитка текстами других бродяг сделали свое дело.

Ссылки на блоги тех, кто особо меня вдохновлял.










и многие другие


В монастыре Тикси, будущий Будда


10. Принимать гостей и встречаться с путешественниками

Мы хостили путешественников через couchsurfing и trustroots.org. Когда мы совершали короткие поездки по Вьетнаму или Таиланду, мы останавливались у местных через каучсерфинг. Общение с людьми на одной волне очень вдохновляло и разжигало жажду к странствиям.

Нубра


11.
Одиннадцатый пункт появился здесь потому, что десять выглядит как-то банально! Поэтому, в честь магической цифры 11 давайте посмотрим это видео.


И последнее, что просто жизненно необходимо сделать, прежде чем отправиться в путешествие со своим ребенком, это... Бинго! Собрать рюкзак и выйти из дома, а будете ли вы там большим пальцем махать или в лимузинах ездить- абсолютно не важно.

В Маклеод Гандже, Химачал Прадеш, Индия



Комментариев нет:

Отправить комментарий