воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Мотосай, кап!


Гром гремит,

Земля трясется,

Тайский таксист-мотоциклист несется!

Я уже писала немного про бангкокское бешеное движение вот здесь. Эта история была написана в самый первый день переезда, впечатления были бешеными, не то слово. Сейчас я уже ко всему привыкла, в обмороки не падаю от тряски в автобусах при крутых поворотах, и не удивляюсь, как так таксисты-мотобайкеры пролазают в столь узкие пространства??




То, как ловко эти мужички водят свои японские мопедики в жаркой дорожной схватке не на жизнь, а на смерть- это храброе тайское «нет» мировой проблеме пробок в мегаполисах. Если жить вам надоело, или хочется экстримчика- смело садитесь на такси-скутер, и описанные штанишки вам обеспечены...

Но мы, потребители, видим одну сторону медали, к сожалению. Как они живут и работают, эти провайдеры скорости?

Мотобайкеры работают группами, место их обитания называется «win», и находится оно чаще всего в районе надземного и подземного метро, автобусных остановок и начала улиц. Чтобы стать водителем такси-мотоцикла таец должен заплатить так называемый «вступительный взнос» в размере от 4 до 100 тысяч батт. Этим взносом будущий водитель покупает себе рабочую форму, жилетку оранжевого, синего, красного, фиолетового или зеленого цвета. Ежедневно водитель отдает 15% своего заработка мафии, которая «защищает» его "win". Затем владелец каждой точки отдает полиции 30-40% общего заработка.



Также у мотобайкеров водится нехилая конкуренция: тук-туки и трехколесные повозки, покрытые огромными зонтами, которые люди используют как вид дешевого и быстрого транспорта во время дождя.

                             Эти повозки называются Samlor






                                              Тук-тук

За одну смену каждый таксист-мотобайкер совершает около 50-70 поездок и зарабатывает чистыми около 300-400 батт, считая заправку и не считая ремонт. Большинство таксистов отрабатывают смену в 10 часов, но некоторые работают несколько часов еще и ночью, потому что цены на поездки чуть больше, а такса для мафии меньше. 

Цена поездки зависит от расстояния, зажиточности жителей конкретного района, количества пассажиров (да-да, они часто усаживают двух пассажиров!), наличия крупногабаритных предметов (мы как-то коляску перевозили, с нас вдвое больше взяли), ну и конечно, если ты иностранец, цена может возрасти из-за белины твоей кожи! С чем я не раз сталкивалась. Но торговаться я тоже уже научилась. По-тайски. Правда однажды села на такси в центре города на улице Силом, была в поиске работы, вся такая на каблуках при макияже, не хотела долго идти пешком и не знала, как далеко идти. Проехали мы метров 100. И приехали. 40 батт просит. Я от возмущения чуть по-русски с ним не заговорила. Торговалась-торговалась, никак. Заплатила 40 и сказала по-тайски, что он нехороший человек. Он так на меня посмотрел, что я засомневалась в тайское легендарной сдержанности и вежливости...

Работа, конечно, у мотобайкеров не сахар. Но они не унывают. Всячески себя развлекают во время ожидания пассажиров. Играют в тайский вариант шашок, читают комиксы, попивают энергетические напитки, спят.







Увидеть мотобайкера при деле и в шлеме- подобно явлению Христа на землю. Также они не могут похвастаться наличием второго или третьего шлема для пассажиров. Если пассажир объявляется со своим собственным шлемом- все, вся точка «потеряет лицо». И вообще, несчастные случаи на дорогах- исключительно кармическое явление.

Почему они так гоняют в таком опасном, плотном движении?
Быстрее вернутся на свою «win», быстрее получат следующего кандидата на смерть. Больше заработают, раньше пойдут домой.

Помимо того, что полиция и мафия отбирает почти половину заработка тайских таксистов-мотобайкеров, эти люди нуждаются в нормально обустроенных станциях, покрытых крышей и оборудованных сидениями, туалетами, водой. Они заслуживают нормального человеческого отношения и защиты государства.

 Название этой истории расшифровывается, как «Не нужно ли вас куда-нибудь подвести на моем быстром транспорте с замечательной сиситемой кондиционеров?» Дело в том, что тайцы не могут произнести «мотосайкл», вместо этого, они говорят «мотосай». Это потому что в тайском языке не существует таких кластеров, как «кл», «ск», «тр» и они либо их проглатывают в английских словах, либо произносят «кал», «сак» и «тар». Например: «сАкул» (школа), «мотосакАл» (мопед) и «тарэйн» (поезд). А «кап» в конце предложения означает вежливое окончание высказывания для мужчин. А для женщин «каа», например: «Савади каа». До свидания, то есть. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий