среда, 2 июля 2014 г.

Вьетнамская семья

Сидим в кафе обедаем с учителями. Учитель Бизнес факультета рассказывает, что он со студентами обсуждал тему бедности. И поднял вопрос, каким образом можно изменить уровень бедности во Вьетнаме.

Каков самый обычный ответ на этот вопрос? Улучшением системы образования в стране можно снизить уровень бедности. 

Ответ вьетнамских студентов: снизить уровень бедности невозможно. Кем родился, тем и помрешь. 

Во Вьетнаме, как и во многих азиатских странах невозможно выйти за пределы своего социального статуса. Если вьетнамец родился в семье фермеров, живущих в малюсенькой деревне, вряд ли он покинет родное село и поедет покорять большой город. 

Семья во Вьетнаме- это все. 

Из интернета:

Вьетнамская семья происходит корнями из однородного по структуре аграрного общества. Она формировалась на основе сельскохозяйственного производства с заливным рисоводством и принципом расселения в соответствии с кровным родством. Вьетнамская семья привязана к родственникам, к родной деревне, даже если она давно переселилась в город. 

Вьетнам
"Семья с 4-мя поколениями" (Старинная гравюра) 

Семья является нижним звеном в иерархии вьетнамского общества, которое строится по оси "дом-деревня-страна". Именно эти незыблемые отношения и представляют философский смысл, связующий материал, чувство привязанности к сообществу, многовековую силу, которая всегда сплачивает общество перед лицом стихийных бедствий и вражеских нашествий, и дух, поддерживающий нынешнее и будущее вьетнамское национальное сообщество. Вот почему вьетнамцы, где бы они ни находились, какой бы религии или идеологии ни придерживались, к какой бы социальной группе ни принадлежали, богатые или бедные, - всегда с щемящим сердцем возвращаются к родному краю, к семье и родственникам. Прекрасный обычай поминовения предков поддерживает вьетнамскую традиционную семью прочной, имеет самобытные культурные черты, священный смысл и значение в деле укрепления семьи и сообщества.

Семейные отношения представляют собой душевные привязанности и обязанности человека любить и уважать родителей, дедушек и бабушек, что соответствует и воле Неба. Родители любят детей, братья и сестры любят друг друга, - это тоже соответствует воле Неба. Тем самым определяются правила общественного поведения, а привязанность становится нормой хороших отношений и культурного общения между людьми в семье и в обществе. Взаимная симпатия и доверие согревают семейную атмосферу, позволяют детям чувствовать самостоятельность, самоуважение и свою ответственность перед семьей.

Вьетнам
Новая радость 

Вьетнам и другие страны Восточной Азии проникнуты конфуцианской моралью: все люди должны соблюдать определенные нормы поведения и строго соответствовать своему социальному положению, руководствуясь тремя моральными принципами и пятью добродетелями.

Три принципа морали определяют оси отношений между королем и подданными, между отцом и детьми, между женой и мужем.

Пять добродетелей - это гуманность, справедливость, благородство, знание и искренность. Восточная этика в старину имела своей основой согласие, уважение к старшим, снисходительность к младшим и покой в семье, а в более широком плане - стабильное, упорядоченное, мирное общество.

Члены традиционной семьи жили в сообществе с жестким порядком для старших и младших. Это, конечно, отчасти ограничивало развитие индивидуального характера и независимой личности, свободу, равенство и демократию. Человеку легко быть довольным своим теплым местечком, не хочется рисковать, устремляться вперед... 

Вьетнамцы исповедуют культ предков. Если человек умер, и некому почитать его память, то его называют человеком без потомства. Чувство наследственности сильно развито у вьетнамцев. Страна, нация, как и семья, должны существовать непрерывно на основе преемственности поколений. Вьетнамец живет не только для себя, для настоящего, но и для потомков, для будущего страны. Это основной принцип вьетнамской культуры. 

Вьетнам
Счастье 


Отсутствие индивидуализма во вьетнамской культуре сильно влияет на преподавание английского языка. Также, как и в Таиланде, из студентов сложно выудить личное мнение. Но можно. Изучая определенные темы здесь, в университете, моим студентам просто приходится выйти за рамки своего "племени" и написать-таки о своем мнении. Но темы не должны затрагивать политику, семью, религию. 

Недавно, в конце прошлого семестра, мы с супервайзером придумывали темы для эссэ. Выяснилось, что мы не можем дать студентам такой вопрос, который вынудит их "вылезти из коробки" и написать то, что они действительно думают. Например, нельзя дать тему о свободе выбора своей профессии, или какая профессия лучше или хуже. Потому как дети ее не выбирают, они идут учиться туда, куда сказали родители. И задача у студента одна- хорошо выучиться, найти хорошую работу и вернуться в родительский дом, чтобы помогать родителям материально. Идея, конечно, отличная, не поспоришь. И родители все делают, чтобы дети спокойно учились, и дети потом отдают долг родителям в виде пожизненной заботы. Чувство защищенности и доверия процветает в таком обществе. Но меня, как сумасшедшего любителя свободы, смущает одно: а как же мечты, стремление, природные таланты, в конце концов? Так и жить, следуя чужим планам на свою собственную жизнь? А она-то у тебя одна. 

Если вьетнамец пойдет против родительской воли, и будет настаивать на своем в чем-либо, вся семья будет называть его эгоистичным. На последнем экзамене я выслушала такой ответ: "Я не хочу быть эгоистом, поэтому, не буду даже пытаться стать баскетболистом, а закончу этот университет, выучусь на инженера, и буду помогать своим родителям." 

Любой человек, наверное, знает много случаев, когда ребенок, не послушав родительского наставления или постоянной демотивации, настоял на своем и стал прекрасным специалистом в своем любимом деле. И безмерно счастлив, зарабатывая мало или много, неважно. Главное, что любимое дело или близкое к любимому. Я вот, честно, не представляю, как можно всю жизнь потакать традициям, пусть даже они священные, семейные...

Традиции- это прекрасно. Они связывают, учат дисциплине, развивают чувство причастности. Но мне кажется, они должны не подавлять силу воли, самостоятельность и уверенность в своих силах, а наоборот, воодушивлять, помогать. 

Я очень благодарна своим родителям, которые никогда не говорили мне, что делать. Только спрашивали: "А чем бы ты хотела заниматься?" И когда я высказывала безумные идеи о путешествиях по всему миру всей семьей, мама никогда не произнесла страшные слова "Да о чем ты мечтаешь? Это невозможно." Благодаря вере и поддержке своих родителей я знаю, что мечты имеют свойство сбываться.  









Комментариев нет:

Отправить комментарий